Обзор рынка вилочных автопогрузчиков на Урале.

25 ноября 2004

Рост экономики России инициирует повышение объема и интенсификации логистических операций, в том числе и погрузочно-разгрузочных работ, что обеспечивает развитие рынка подъемно-транспортного оборудования (ПТО).

Вилочные автопогрузчики — наиболее распространенная и универсальная по своему использованию группа ПТО. Выпускаются и, соответственно, имеются на рынке модели с дизельным, бензиновым (газовым) двигателем.

Российский рынок автопогрузчиков

Потребление автопогрузчиков в СССР было колоссальным - более 100 тысяч штук в год, из которых более половины обеспечивал концерн "Балканкар" (Болгария), менее 5 тысяч приходилось на долю Японии, Германии и других капстран, остальное поставляли советские изготовители. Среди японских марок поставлялись Комацу, Мицубиси, Ниссан, Тойота, ТСМ. Среди германских  - Линде, Штиль; английских - Хайстер.  Большой объем потребления погрузчиков объяснялся структурой поставок в странах СЭВ и их распределением "по фондам" - фактически бесплатно. С 1992 года потребление погрузчиков в России резко снизилось и структура его меняется: снижается потребление автопогрузчиков Украины и России, растет доля восстановленной болгарской техники и погрузчиков "секонд-хенд" из Японии. Однако, в последние 2-3 года российские производители вилочных автопогрузчиков: ОАО"МЗиК" (Екатеринбург), ОАО «Тверской экскаватор» (Тверь), ОАО «Погрузчик» (Орел), пытаются усилить позиции  в своем сегменте рынка, расширяя модельный ряд выпускаемых погрузчиков и улучшая качество. Сегодня спрос на российском рынке во многом определяется финансовыми возможностями потребителя.

Региональный рынок. Екатеринбург – Челябинск - Пермь

В Екатеринбурге продажей вилочных автопогрузчиков занимаются около тридцати, а в Челябинске - около двух десятков фирм. Екатеринбургский и Челябинский рынки погрузчиков достаточно емкие, поэтому работы здесь хватает всем, и крупным компаниям и небольшим фирмам. Пермский же рынок ПТО еще недостаточно развит. Основными продавцами вилочных автопогрузчиков здесь являются ООО "СКАТ" и филиал компании ПКФ "Тракресурс" (Набережные Челны) – ООО "Уралкар". В сентябре свой пермский филиал, торгово-сервисный центр «ТOYOTA-Погрузчик», открыло екатеринбургское ООО Предприятие "Стройкомплект".

Основных игроков рынка ПТО на Урале, имеющих развитую инфраструктуру снабжения/сбыта/обслуживания можно пересчитать по пальцам. При этом любой продавец готов выполнить принципиальное требование покупателя и поставить нужную технику, перекупив ее у партнеров/конкурентов.

«Война брендов»

В условиях насыщенности и прозрачности рынка, при относительно равном техническом и ценовом уровне, начинается конкуренция на уровне марок - «война брэндов». Например,  традиционно крепкие позиции погрузочной техники марки «Toyota» пытаются атаковать японские «TCM» и «Mitsubishi», а тех в свою очередь теснят китайская марка «Heli» и южнокорейская «Daewoo» . Но потребитель пока предпочитает распространенные марки погрузчиков, так как уверен в том, что в этом случае у него не будет проблем с запасными частями, техническим обслуживанием и ремонтом.

Продавцы ПТО стараются получать официальный статус и, становясь дистрибуторами и дилерами крупных производителей, работать с заводами-производителями напрямую.   При этом цены на продукцию уменьшаются, улучшается качество сервиса, сокращаются сроки поставок запчастей и т.д.

Сегодня  основные производители ПТО активно инвестируют  развитие региональных рынков, расширяют зоны сервисной досягаемости, формируют центры поставки запчастей.

Так, марку «TOYOTA» на уральском рынке ПТО представляет Предприятие «Стройкомплект» (Екатеринбург), «TCM» – «СоюзКомплектАвтоТранс» (Екатеринбург), погрузчики «DAEWOO» активно продвигает «Картрейд» (Челябинск), марку "ROCLA" (Финляндия) – фирма «Агва-Сервис» (Екатеринбург) , «MITSUBISHI» и «NISSAN» – «РИФ» (Екатеринбург), «YALE» и «HYSTER» (Англия) предлагают «ТФН-Екатеринбург» и «ТФН-Урал» (Челябинск), «HYUNDAI» (Юж.Корея) – «РусТранс» (Челябинск), «KOMATSU» – «Универсал-Спецтехника» (Екатеринбург).

Бесспорно, что в конкурентной «марочной» борьбе выигрывает прежде всего Потребитель.

«Болгарская» тема – тема №1 на рынке ПТО

«Болгарская» тема, как наследие советских времен, еще сохраняет актуальность на уральском рынке погрузчиков. Подавляющее большинство фирм-продавцов предлагают потребителям  новые и/или восстановленные погрузчики "Balkancar" , "Dimex" и запчасти к ним. Согласно данным ГТК за 2002 год (код ТН ВЭД РФ 8427201909), прямые поставки новых болгарских автопогрузчиков на Урал осуществляет ООО Предприятие «Стройкомплект», другие поставки новых машин идут через московских посредников. Основные продавцы рециклированной болгарской техники – ООО «ЕврАзияКар» и ООО «Балканкар-Сервис» (Екатеринбург), ООО «Сервис-Кар» и ООО «Уральский погрузчик» (Челябинск), ООО "Уралкар" и ООО «СКАТ» (Пермь).В общем объеме рынка доля вторичной техники автопогрузчиков достигает 90% и болгарский «рецикл» и «сэконд–хэнд» присутствует в прайс-листах большинства операторов рынка.

«Комплекс услуг – ключевой фактор успеха» или «Склад под ключ»

Сегодня ведущие компании-продавцы ПТО стараются предлагать помимо основной своей продукции комплекс услуг или даже схемы полного решения проблем, связанных с погрузкой и разгрузкой. Так, «Агва-Сервис» и Предприятие «Стройкомплект» кроме стандартного - «продажа, сервис, ремонт», предоставляют погрузчики в аренду и поставляют стеллажное оборудование для склада.

Российские производители. Тенденции развития

Характерной чертой развития ПТО для складирования грузов является повышение спроса на более качественные товары. Все большим спросом пользуются товары повышенной надежности известных фирм и торговых марок. Но всегда существует часть покупателей, ориентированных на отечественную продукцию.

Машиностроительный завод им. Калинина открыл в Екатеринбурге торгово-выставочный центр ТВЦ-ЗИК   (Учредители: ОАО "МЗиК", ЗАО ТД "Ореол-ЗиК", ЗАО "Антал", ЗАО "Ореол-Элпо", ООО"Монуль", ТПК"Уральская гильдия", ПКП "Фламинго" и ПКП "КС"), расширил номенклатуру выпускаемых погрузчиков и усилил работу с дилерской сетью. Научно-производственная фирма «ОСТА» (Набережные Челны) продвигает на российский рынок четырехтонный погрузчик собственного производства. ОАО «Тверской экскаватор» составляет прямую конкуренцию львовскому заводу автопогрузчиков и ОАО МЗиК, продвигая на рынке новые разработки своих погрузчиков под маркой «ТВЭКС».

Рынок автопогрузчиков и рынок автомобилей. Что общего?

Рынок автопогрузчиков во многом напоминает отечественный рынок легковых автомобилей, где основной вопрос - «Что лучше? Новый отечественный или более качественный импортный, но подержанный?». Все чаще наблюдается тенденция заменить болгарский или российский погрузчик более качественным импортным.

По мнению экспертов следует ожидать активизации перехода от использования болгарских и российских погрузчиков к японской технике. Это можно объяснить, прежде всего, снижением цен на новую и подержанную японскую технику при ее несравненно лучшем качестве.

При нынешних темпах развития экономики страны ежегодный рост продаж погрузчиков на Урале должен составить от 10 до 30%. Можно предположить, что структура спроса в ближайшие пять лет существенно не изменится, хотя возможно смещение акцента с импортной техники «second-hand» на новую и с болгарских «рециклированных»  погрузчиков на новые отечественные машины.

 

 

 

 

Спецтехника JCB Погрузчики и складская техника TOYOTA BT Техника Scania
Телескопические погрузчики Дизельные погрузчики Седельные тягачи
Мини-погрузчики Вилочные погрузчики Самосвалы
Экскаваторы-погрузчики Тягачи на склад Автобусы
Гусеничные экскаваторы Штабеллеры Спецавтомобили
Колесные экскаваторы Перевозчики паллетов Скания в лизинг
Мини - экскаваторы Штабелеры узкопроходные Сервис Scania
Катки Штабелеры для ручной комплектации заказов Автомобили в наличии
Дизельные генераторы б/у погрузчики Седельные тягачи