Война брендов на рынке автопогрузчиков.
Рост экономики Poccии инициирует повышение объема и интенсификации логистических операций, в том числе и погрузочно-разгрузочных работ, что обеспечивает развитие рынка подъемно-транспортного оборудования (ПТО).
Вилочные автопогрузчики — наиболее распространенная и универсальная по своему использованию группа ПТО. Выпускаются и, соответственно, имеются на рынке модели с дизельным, бензиновым (газовым) двигателем.
Российский рынок автопогрузчиков
Потребление автопогрузчиков в СССР было колоссальным - более 100 тыс. штук в год, из которых более половины обеспечивал концерн «Балканкар» (Болгария), менее 5 тыс. приходилось на долю Японии, Германии и других кап-изготовители. Большой объем потребления погрузчиков объяснялся структурой поставок в странах СЭВ и их распределением «по фондам» - фактически бесплатно. С 1992 г. потребление погрузчиков в России резко снизилось и структура его изменилась: снизилось потребление автопогрузчиков Украины и России, растет доля восстановленной болгарской техники и погрузчиков «секонд-хенд» из Японии. Однако, в последние 2-3 года российские производители вилочных автопогрузчиков: ОАО «МЗиК» (Екатеринбург), ОАО «Тверской экскаваторе (Тверь), ОАО «Погрузчик» (Орел), усиливают позиции в своем сегменте рынка, расширяя модельный ряд выпускаемых погрузчиков и улучшая качество. Сегодня спрос на российском рынке во многом определяется финансовыми возможностями потребителя.
Региональный рынок.
Екатеринбург - Челябинск - Пермь
В Екатеринбурге продажей вилочных автопогрузчиков занимаются около тридцати, а в Челябинске — около двух десятков фирм. Екатеринбургский и Челябинский рынки погрузчиков достаточно емкие, поэтому работы здесь хватает всем, и крупным компаниям и небольшим фирмам. Пермский же рынок ПТО ещё недостаточно развит. Основными продавцами вилочных автопогрузчиков здесь являются ООО «СКАТ» и филиал компании ПКФ «Тракресурс» (Набережные Челны) - ООО «Уралкар». В сентябре 2003 г. свой пермский филиал, торгово-сервисный центр «TOYOTA-Погрузчик», открыло екатеринбургское ООО Предприятие «Стройкомплект».
Основных игроков рынка ПТО на Урале, имеющих развитую инфраструктуру снабжения/сбыта/обслуживания можно пересчитать по пальцам. При этом любой продавец готов выполнить принципиальное требование покупателя и поставить нужную технику, перекупив её у партнеровконкурентов.
B yсловиях насыщенности и прозрачности рынка, при относительно равном техническом и ценовом уровне, начинается конкуренция на уровне марок - «война брендов». Например, традиционно крепкие позиции погрузочной техники марки «Toyota» пытаются атаковать японские «ТСМ» и «Mitsubishi», а тех в свою очередь теснят китайская марка «Heli» и южно-корейская «Daewoo». Но потребитель пока предпочитает распространенные марки погрузчиков, так как уверен в том, что в этом случае у него не будет проблем с запасными частями, техническим обслуживанием и ремонтом.
Сегодня основные производители ПТО активно инвестируют развитие региональных рынков, расширяют зоны сервисной досягаемости, формируют центры поставки запчастей.
«Болгарская» тема -№1 на рынке ПТО
«Болгарская» тема, как наследие советских времен, еще сохраняет актуальность на уральском рынке погрузчиков. Подавляющее большинство фирм-продавцов предлагают потребителям новые или восстановленные погрузчики «Balkancar», «Dimex» и запчасти к ним. Согласно данным ГТК за 2002 г. (код ТН ВЭД РФ№8427201909), прямые поставки новых болгарских автопогрузчиков на Урал осуществляет ООО Предприятие «Стройкомплект», другие поставки новых машин идут через московских посредников. Основные продавцы рециклированной болгарской техники - ООО «ЕврАзияКар» и ООО «Балканкар-Сервис» (Екатеринбург), ООО «Сервис-Кар» и ООО «Уральский погрузчик» (Челябинск), ООО «Уралкар» и ООО «СКАТ» (Пермь). В общем объеме рынка доля вторичной техники автопогрузчиков достигает 90% и болгарский «рецикл» и «сэконд-хэнд» присутствует в прайс-листах большинства операторов рынка.
Сегодня ведущие компании-продавцы ПТО стараются предлагать помимо основной своей продукции комплекс услуг, связанных с погрузкой и разгрузкой. Так, «Агва - Сервис» и «Предприятие Стройкомплект» кроме стандартного - «продажа, сервис, ремонт», предоставляют погрузчики в аренду и поставляют стеллажное оборудование для склада.
Российские производители. Тенденции развития.
Все большим спросом пользуются товары повышенной надежности известных фирм и торговых марок. Но всегда существует часть покупателей, ориентированных на отечественную продукцию.
Машиностроительный завод Калинина открыл в Екатеринбурге торгово-выставочный центр ТВЦ-ЗИК, расширил номенклатуру выпускаемых погрузчиков и усилил работу с дилерской сетью. Научно-производственная фирма «ОСТА» (Набережные Челны) продвигает на российский рынок четырехтонный погрузчик собственного производства. ОАО «Тверской экскаватор» составляет прямую конкуренцию львовскому заводу автопогрузчиков и ОАО МЗиК, новые разработки своих погрузчиков под маркой «ТВЭКС».
По мнению экспертов, ежегодный рост продаж погрузчиков на Урале может составить от 10 до 30%. Можно предположить, что структура спроса в ближайшие пять лет существенно не изменится. Возможно смещение акцента с импортной техники «second-hand» на новую; с болгарских «рециклированных» погрузчиков на новые отечественные машины.