Оптимальная организация склада. Как грамотно организовать складское хозяйство, превратив его в инструмент стратегического развития компании.

29 июня 2004

При повсеместном усилении конку­ренции и стремлении сократить наклад­ные расходы склад из второстепенного превращается в ключевое звено компа­нии. В настоящее время затраты на про­изводство продукта иногда составляют всего 30% от конечной стоимости, а ос­тальные 70% — непроизводственные рас­ходы, в том числе на складирование. По­этому инвестирование в складское хозяй­ство дает большую отдачу, чем вложения в основной бизнес компании, так как пер­вое, имеет значительные резервы повы­шения эффективности.

Территория складского комплекса

Складской комплекс начинается с прилегающей территории, имеющей не меньшее значение, чем само здание. Здесь должно быть достаточно места для маневров и постановки транспор­та под погрузку/разгрузку, а если это­го требует технология — отстоя транс­портных средств. При строительстве но­вого склада стоит предусмотреть воз­можность его расширения. Это не по­влияет на работу действующей части склада, но позволит сэкономить зна­чительные средства при дальнейшем расширении комплекса.

Погрузо-разгрузочный фронт

Существует два принципиальных подхода к оборудованию погрузочного фронта: 1) пол склада приподнят (рам­па); 2) пол склада находится на уровне земли (груз поднимается до борта ма­шины). Второй вариант, несомненно, де­шевле и проще в строительстве. При та­кой организации работы в зоне отгруз­ки обычно используются классические погрузчики, реже встречаются Рич-тра-ки (штабелеры с выдвигающейся карет­кой) и классические штабелеры. Этот способ погрузки не обеспечивает интен­сивной работы, так как погрузчику не­обходимо поднять груз на высоту около 1 м и повернуть перпендикулярно бор­ту машины, что требует определенноговремени. Поэтому склады с по­лом на уровне земли можно рекомендовать как эконо­мически оп­равданное решение, только если на складе невысокий грузо­оборот и можно позволить долгую сто­янку разгружаемого транспорта.

В настоящее время, несмотря на высокую стоимость капитальных соору­жений, подавляющее большинство скла­дов строится с погрузо-разгрузочной рампой. В этом случае пол склада при­поднят над уровнем земли (обычно 1200 мм), что позволяет складскому транспор­ту заезжать с грузом прямо в автомобиль. В зависимости от специфики работы возможны три основных типа постановки транспорта для погрузки.

Наличие рампы позволяет ус­тановить дополнительное оборудо­вание, значительно ускоряющее про­цесс погрузки-выгрузки. Существу­ет много способов облегчения въез­да в кузов — от простейших пере­кидных мостиков (часто заменяемых листами металла), откидных балан­сируемых рамп, закрепленные на краю эстакады, до электрогидравли­ческих выравнивателей (док-левеллер), монтируемых непосредственно в створе ворот. Обычно они устанав­ливаются на высоте 1200 мм от зем­ли, при этом способны компенсиро­вать перепады вверх 400-600 мм и вниз 350-400 мм. Такой выравниватель в сочетании с маневренными са­моходными транспортировщиками паллет обеспечивает наибольшую эффективность погрузо-разгрузочного фронта.

Вообще говоря, если склад обору­дован рампой и должен обеспечивать вы­сокий грузооборот, рекомендуется исполь­зовать самоходные транспортировщики паллет, а в случае очень высокой интен­сивности — транспортировщики с плат­формой для оператора.

Особый случай представляют вы­сокие производственные помещения, в настоящее время часто переоборудуемые под склады. Как правило, пол такого по­мещения расположен на уровне земли, что является большим минусом, но при этом высокие потолки и большие про­леты позволяют организовать хороший склад. Для улучшения ситуации в зоне отгрузки можно просто поднять пол в створе ворот до уровня кузова машины. Иногда для этой цели используются гид­равлические подъемные столы — но они не обеспечивают высокой скорости ра­боты. Для интенсивной работы лучше по­строить съезд, поднимающийся от уров­ня пола склада к створу ворот, — так по­грузчик сможет заезжать в кузов маши­ны. Но при этом теряется дорогая пло­щадь под съездом внутри склада. Поэто­му применяют еще одно решение: пе­ред погрузочным створом по фронту склада делают выемку, по глубине соот­ветствующую высоте пола основного от­грузочного транспорта.

Другая неотъемлемая часть по­грузочного фронта — ворота и нахо­дящиеся в их створе герметизаторы дверного проема. Основные типы герметизаторов (терморукавов или док-шелтеров): занавесочные, подушечные и надувные.

Среди ворот наиболее удобны и универсальны, а потому широко распро­странены — секционные. Они различаются способом подъема (с электроприводом и без) и расположением сложенной час­ти ворот, что позволяет устанавливать их как в высоких, так и в достаточно низких помещениях. Для разделения темпе-ратурных зон внутри склада в местах частого проезда техники рекомендуются простые верти­кальные завесы или получившие в последнее время распространение высокоскоростные ворота из синтети­ческого материала, быстро сворачивающиеся в рулон над дверным проемом.

Полы на складе

Чаще всего на современных скла­дах применяют бетонные полы с верх­ним упрочняющим слоем различного типа. К полам предъявляется три основ­ных требования: ровность, отсутствие тре­щин и беспыльность.

Беспыльность, то есть стойкость к истиранию, важна по нескольким причинам. Во-первых, слой цементной пыли постоянно оседает на хранящем­ся грузе. Повышенное количество пыли отрицательно сказывается на состоянии складской техники. Помимо чисто ме­ханического износа (попадание абра­зивных частиц в подшипники) воз­можны сбои систем управления маши­ной — так как повышенное количество пыли попадает в электронные блоки уп­равления.

Отсутствие трещин также важное требование. Связано оно в основном с повышенным износом колес складской техники, а в случае крупных трещин — с ускоренным износом ходовой части. От­сутствие трещин обеспечивается пра­вильным подбором бетонной основы (качественная подоснова, правильное армирование и достаточная толщина са­мой бетонной плиты).

Ровность полов, пожалуй, наиболее существенное требование, а главное, его невыполнение совершенно обесценива­ет качественные непылящие полы без трещин. Пол на складе не должен иметь систематического уклона, а также необ­ходимо, чтобы он обеспечивал хорошую «локальную ровность». Первое требова­ние связано с устойчивостью стеллажей при больших высотах подъема — и с ус­тойчивостью техники. «Локальная ров­ность» определяется типом работающей на складе техники. В целом, для высот складирования до 6 м с классическими широкими (от 2,3 м) проходами требо­вания к ровности пола нежесткие.

Наиболее критичны к полу штабелеры с трехсторонней обработкой гру­за, которые работают в узких проходах 1600-1900 мм. В этом случае должны со­блюдаться следующие требования:

  • при высотах подъема до 3 м пе­репад высот на отрезке 2 м не должен быть больше + 5 мм;
  • при высотах подъема до 6 м пе­репад высот на отрезке 2 м не должен быть больше + 3 мм;
  • при высотах подъема свыше 6 м предъявляются особые требования к полу, но упрощенно можно считать, что перепад высот на отрезке 2 м не должен быть боль­ше + 1,5 мм; при этом значения промежу­точных неровностей не должны превышать + 0,8 мм на отрезке длиной 25 см.

Устройство хороших полов — сложная задача, по­этому здесь играет роль не только не­укоснительное со­блюдение техноло­гии, но и квалифи­кация персонала, выполняющего ра­боты. Основным критерием выбора подрядчика для этих работ должен быть успешный опыт реализации про­ектов с качеством пола, соответствующим требованиям планируемого склада. Наи­лучший результат достигается, когда под­рядчику известны нагрузочные характе­ристики техники и стеллажей, а также их расположение на объекте. В этом случае заранее можно предусмотреть положение усадочных швов не на середине проезда, как это часто оказывается, а под стелла­жами; кроме того — исключить попада­ние опорных элементов силовых конст­рукций стеллажей на технологические стыки пола (границы захваток). Хотелось бы отметить, что изготовление качествен­ного пола на этапе строительства обой­дется дешевле (несмотря на значитель­ную стоимость), чем его ремонты с час­тичной приостановкой работы склада.

Еще одна часть эффективно рабо­тающего склада — правильное освещение. Светильники желательно размещать над межстеллажными проходами — так, тем же количеством ламп вы достигаете большей освещенности. Важна цветовая гамма склада. Стандартным решением служит светлый (почти белый) потолок, что улучшает об­щую освещенность, стены должны быть несколько темнее потолка, а пол еще бо­лее темным. И не забывайте следить за исправностью и чистотой светильников.

Валерий Пирожков
Бренд-менеджер Atlet ООО «СоюзКомплектАвтоТранс», г. Москва

 

 

 

 

Спецтехника JCB Погрузчики и складская техника TOYOTA BT Техника Scania
Телескопические погрузчики Дизельные погрузчики Седельные тягачи
Мини-погрузчики Вилочные погрузчики Самосвалы
Экскаваторы-погрузчики Тягачи на склад Автобусы
Гусеничные экскаваторы Штабеллеры Спецавтомобили
Колесные экскаваторы Перевозчики паллетов Скания в лизинг
Мини - экскаваторы Штабелеры узкопроходные Сервис Scania
Катки Штабелеры для ручной комплектации заказов Автомобили в наличии
Дизельные генераторы б/у погрузчики Седельные тягачи